Меню сайта
Select Language
Поиск
Наш опрос
Помог ли Вам мой сайт информацией?
Всего ответов: 171
Баннер

Код баннера нашего сайта:

Статистика

Суббота, 20.04.2024, 15:35

Дом князей Дадиани (Дадиан)


Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Дадиани в истории иберийской (грузинской) общины в Иерусалиме
Монастырь Св. Георгия в Армянском квартале, старый Иерусалим. Он находится позади армянского монастыря Св. Иакова. Прямо против ворот в глубине двора возвышается беседка с навесом, по которому вьются виноградные лозы; пред входом в нее две развесистые маслины. На левой стороне двора церковь небольшая; в алтаре на горнем месте замечательны три большие древние иконы из числа перенесенных в иерусалимский монастырь из иорданских, после их упразднения.

С верхней террасы монастырской открывается восхитительный вид на Елеонскую гору, Иорданскую долину и Мертвое море; горы скалистой Аравии ограничивают горизонт с этой стороны.

По сказанию грузинского архиепископа Тимофея (1758 года), монастырь этот выстроен князьями Дадианами и тут же находились их надгробные памятники, но теперь нет и следов их.

Сейчас принадлежит греческому престолу.

Получается, что мой предок мтавари Самегрело - Леван IV мог быть погребенным там по завещанию, после смерти в Стамбуле в 1696 году.

Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. Москва, 2008.

В 1948 г., во время первой арабо-израильской войны, церковь несколько раз переходила из рук в руки. Используя ее выгодное с топографической точки зрения положение, арабы оборудовали в звоннице огневую точку для обстрела Еврейского квартала. Евреи сумели выбить арабов из церкви, но затем оставили здание по просьбе армян (церковь примыкает к армянскому монастырю Сурб-Акоп и формально находится в Армянском квартале), получив у последних обещание не допускать возвращения арабов. Обещание армяне не сдержали, впрочем, это и не было в их власти. Как следствие, церкви были нанесен значительный ущерб. Обо всех этих событиях кратко упоминает греческая надпись на каменной доске, укрепленной изнутри над входом в монастырский двор: «Η ΑΡΧΑΙΟΤΑΤΗ ΑΥΤΗ ΜΟΝΗ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ ΕΡΕΙΠΩΘΕΙΣΑ ΚΑΤΑ ΤΗΝ ΕΒΡΑΙΟΑΡΑΒΙΚΗΝ ΣΥΡΡΑΞΙΝ ΤΟΥ 1948. ΑΝΩΚΟΔΟΜΗΘΗ ΥΠΟ ΤΟΥ ΣΚΕΥΟΦΥΛΑΚΟΣ ΤΟΥ ΠΑΝΑΓΙΟΥ ΤΑΦΟΥ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ ΚΥΡΙΑΚΟΥ ΣΠΥΡΙΔΩΝΙΔΟΥ ΤΟΥ ΣΑΜΙΟΥ ΤΩ 1950 ΕΠΙ ΠΑΤΡΙΑΡΧΕΙΑΣ ΤΙΜΟΘΕΟΥ ΤΟΥ Α’» («Древнейший сей монастырь святого Георгия был разрушен при еврейско-арабских столкновениях 1948 г. Восстановлен ризничим Всесвятого Гроба архимандритом Кириаком Спиридонидосом с Самоса в 1950 г. в патриаршество Тимофея I»). Снаружи над входом имеется небольшой барельеф на мраморной доске в рамке, изображающий чудо Георгия о змие. Икона на тот же сюжет украшает вход в церковь, расположенный под аркой ведущих в монастырский двор ворот.

Вильнаи Зеэв. Энциклопедия Вильнаи по Иерусалиму. Иерусалим, изд-во «Ахиэвер», 1993. Т. 2, стр. 862.

Адрес: Иерусалим, Армянский квартал. Проезд: От Сионских ворот спускаться на восток, первый поворот налево на ул. Хабад (по-над автостоянкой справа), второй поворот налево (на запад) на ул. Ангела (ха-Малах, аль-Малак). Следовать по ул. Ангела, повернув вместе с ней направо (на север). На пересечении ул. Ангела с ул. Арарат - поворот направо (на восток) в проулок длиной в 30-40 м, который закончится воротами бывшего монастыря Георгия Победоносца. Церковь. Действует.

Монастырь святого Креста, Иерусалим. Дадиани упоминаются в истории монастыря Креста (восстановление в XVII в.): Никифор (Николай) Чолакашвили обновляет монастырь при финансовой помощи Леона Дадиана, о чем дважды (на грузинском и на греческом) сообщено в надписях на перемычке входной двери (изнутри) Обрамляют перемычку две надписи – на грузинском, справа: "Расписан и возобновлен сей святой и всечестный храм животворящего Креста по соизволению Леона Дадиани, рукою (через посредство) и большими стараниями всенедостойного игумена [монастыря Креста] и Св. Голгофы Никифора, сына Омина Чолакашвили, уповающего и преданного сему монастырю, который (Никифор) возобновил купол и алтарь на свой счет, хроникона 331 (1643). Кресте, помилуй грешного дикея Григория. Аминь”.

Греческая: "Расписан и возобновлен сей божественный и всечтивый храм честного и животворящего Креста издержками и пособием светлейшего властителя Леонта Дадиана и содействием и трудом преподобнейшего иеромонаха и архимандрита господина Никифора и рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория, сына Неофила (Неофита) и иеродиакона Герасима, сына Мины; в лето от Христа 1644, месяца Января 11-го дня”.

Третье упоминание Дадиани в монастыре (почти жалоба) – на том же столбе, где фреска с изображением Шота, но вверху и сбоку: "Леон Дадиани дал мне две тысячи аслани и я издержал своих шесть тысяч [аслани] – и возобновил купол и боковые стены [храма]. Хроникона 331 (1643 г.) Нк”. (Никифор = Николай). 

Баландин С. Пятое Евангелие. Описание святых мест в Израиле с комментариями и размышлениями. — Иерусалим, 1999.

Cтены расписаны на древнегрузинском.

Фреска Шота Руставели.

Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. Художники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумлялись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. Монастырь выглядел таким неприступным.

По легендам, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю.

Пришедший в упадок монастырь Святого Креста с согласия Иерусалимского патриарха был отреставрирован Прохором, иберийским (грузинским) монахом с горы Афон на средства, выделенные царем Иберии Багратом III (980-1044). Это ознаменовало начало нового периода в истории обители – периода процветания, духовного и культурного возрождения... Сегодня мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохраняют темы и композицию росписей первоначальных. Монахи, населившие монастырь после восстановления, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона. Благодаря поддержке и финансовой помощи царей Иберии, главным образом Давида IV (1089-1125), иберийская община увеличивалась и процветала. Монастырь смог купить крестьянские земли, располагавшиеся вокруг него, и со временем монастырское хозяйство окрепло.

Настоящий расцвет монастыря Святого Креста начался после того, как крестоносцы оставили Иерусалим. В конце XII века, около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Святой Земле.

Попечением Руставели и на средства, привезенные им из Иберии, владения монастыря были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Число насельников монастыря значительно выросло. Среди монахов было много ученых, агиографов и людей широко образованных. Некоторые из них посвящали свое свободное время переписыванию манускриптов, в то время как большая часть – сочинению богословских трактатов. Их труды положили начало первой монастырской библиотеке, которая, постепенно обогащаясь новыми рукописями, стала одной из самых значительных библиотек Иерусалима.

Особое внимание Шота Руставели уделил поновлению внутреннего убранства монастырской церкви. Новые фрески были написаны, следуя первоначальному плану настенных росписей. Но фрески эти воспроизводили иконографический стиль афонских монастырей. Вполне вероятно, что иконописцы, расписывавшие церковь монастыря Святого Креста в Иерусалиме, побывали в этом главном центре православного монашества, находившегося в то время в высшей точке своего расцвета.

Процветание монастыря неожиданно прервалось на исходе XIII века, когда арабские налетчики, предводительствуемые Мелеком эль-Насиром Бен-Халауном, захватили монастырь Святого Креста и изгнали монахов, живших в нем. На какое-то время церковь была превращена в мечеть, а монастырь стал богословской школой для дервишей. После постигшего его бедствия монастырь был реорганизован. Монашеская иберийская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени. Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок.

В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.

Настоятелем Никифором (Чолакашвили), весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. На деньги выделенные князем Леваном II Дадиани, мтаваром Самегрело (1611 - 1657). Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.

Освобожденный от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня. Иерусалимский патриарх Досифей восстановил монастырь Святого Креста вместе с другими иберийскими (грузинскими) монастырями, перешедшими в его юрисдикцию. Благодаря официальному эдикту султана, монастырь был сохранен как христианский. Так завершилась семивековая история иберийской монашеской обшины в Иерусалиме...

Монастырь св.Креста, Иерусалим : http://simvol-veri.ru/xp/monastir-svyatogo-kresta-ierusalim.html

Выражаю благодарность сайтам и блогам:

http://russianguideisrael.blogspot.ru/2011/08/blog-post_28.html

http://sobory.ru/article/?object=11639

http://www.look-israel.com/viewtopic.php?f=6&t=46

Категория: Мои статьи | Добавил: zhagat-dadian (26.12.2012)
Просмотров: 2187
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © prince S.Zhagat-Dadian, 2024 | Сайт создан в системе uCoz