Частым были случаи, когда
турецкие султаны с материнской стороны имели грузинские или другие кавказские
корни. В истории с XVIII
века зафиксированы браки султанов, от которых рождались наследники от грузинок.
Однако вторая половина XIX
века под европейским влиянием ознаменовало браки наследников Османского
престола с представительницами местной аристократии, чему я и посвящаю свой
труд. Однако стоит понимать, что помимо родственных связей некоторые
представители выслуживали в период XVII-XIX вв. титул первых (главных) высших сановников (министров) –
великих визирей Османской империи. Так в разное время ими становились 6 грузин
(занимавших этот высокий пост 7 раз): Хадим Мехмед-паша (21 сентября 1622 – 5
февраля 1623), Гюрджу Мехмед-паша (27 сентября 1651 – 20 июня 1652), Гюрджу
Ага Юсуф-паша (изначально был командующий янычар; 20 ноября 1711 – 11 ноября
1712), Гюрджу Исмаил-паша (14
июля 1735 – 25 декабря 1735), Шахин Али-паша (30 апреля 1785 – 25 января 1786),
Коджа Юсуф-паша (вероятно был
родственником грузинской матери султана Селима III, который покровительствовал
грузинскому визирю; 25 января 1786 – 28 мая 1789; 12 февраля 1791 – 4 мая 1792).
Со смертью Коджа Юсуф-паши в 1800 году, грузинский период в занятии постов
великих визирей завершается. Koca Yusuf Paşa. Всего два абхаза заняли этот пост в истории: Мелек
Ахмед-паша (происходил из дворянской
среды, с юности был при дворе султанов и в 1644 году вступил в брак с дочерью
султана Мурада IV – Кая Султан, что дало ему право на ношение титула Дамат; 5
августа 1651 – 21 августа 1651), Тунуслу Хайреддин-паша (происходил из среды
военной аристократии из Сухуми, до занятия этого поста был министром в разных
ведомостях, реформатором и автором тунисской конституции (1861), там же вступил
в брак с принцессой Янина из правящей тунисской династии Хусейнидов; 4 октября
1878 – 28 июля 1879). Портрет Хайреддин-паши.
Ранее я писал о султане Селиме III и его грузинских
родственных связях [см. статью], теперь
более подробно рассмотрю период с сер.XIX – нач.XX вв. Пойдем по
хронологии вниз от XX века и ниже к XIX:
Принцесса Эмине Наджие
Султан (1898 – 4 декабря 1957) внучка султана Османской империи Абдул-Меджида
I, по матери имевшего грузинские корни. Дочь Шехзаде Сулеймана Эфенди и абхазской аристократки из княжеской семьи
Маршан (Marşan) Сабиха Султан (1860-1909). С 1914 года в 16 лет вышла замуж
за стамбульского аристократа, военного и политического деятеля Энвер-пашу
(1881-1922) [см.статью], во втором за его братом Мехмет Камиль Киллигиль
(1900-1962). Потомки от первого и второго брака живут в наши дни.
Enver Paşa ve eşi Naciye sultan.
Известна ее родственница, жившая
в конце XVIII века княгиня Рабиа
Маршан, супруга владетельного князя Абхазии Келеш Ахмет-бея Шервашидзе (ок.1747 – 02.05.1808; в юности жившего
в Стамбуле и принявшего ислам), мать Сухумского князя Гасанбея (Хасан-бея) Шервашидзе. Подполковник российской
императорской армии. Оказал российскому правительству значительные услуги,
удерживая абхазов от массовых выступлений. Вместе с тем до конца жизни
поддерживал торговые связи с Турцией, покровительствовал турецким купцам.
Сын князь Дмитрий
Хасанович (Сеит-бей) (1818--1858). Учился в Тифлисской гимназии, затем на
военной службе. В 1850 г.
ротмистр лейб-гвардии Казачьего полка, заведующий Абхазским округом. В чине
полковника во время Крымской войны 1853-1856 гг. сражался с турками во главе
Гурийского отряда. Женат на княжне
Екатерине (Пупи) Дадиани (1820-1849) дочери Левана V Дадиани, владетеля Мегрелии.
Внук Князь Георгий
Дмитриевич Шервашидзе (1847 - 1918), Тифлисский губернатор. князь Георгий Дмитриевич Шервашидзе на костюмированном балу 1903 год.
_
Князь Шервашидзе
Алексей Дмитриевич (Чичин Гыдович; 1880 -1928) растениевод,
экспериментатор-селекционер. Принадлежал к боковой ветви владетелей Абхазии, к
роду самурзаканских удельных князей Шервашидзе. Родился в родовом Эшерском (Сухумский
р-н) имении и воспитывался у родственников в их сухумском дворце. После
окончания Воронежского военного училища он продолжил образование во Франции, в
Сорбонне, а потом, став офицером русской армии, участвовал в составе Абхазской
сотни Кавказской дикой дивизии в Первой мировой войне. Еще во время учебы он
женился на Терезе Лакербая, внучке
одного из самых богатых и влиятельных абхазских феодалов, известного на Кавказе
и в Османской империи, генерала Кици
Маргания. Кавалep боевых орденов.
Его дочь Лили (Елена) родилась в 1914 году в Константинополе, в дворцовой клинике, так как
родственница Шервашидзе была женой турецкого султана* и имела большое влияние
при дворе. В 1918 году в Турции начались революционные события, и Шервашидзе
вернулись на родину.
* На первый взгляд сложно понять, кого из султанов Адиля
Шахбасовна Аббас-Оглы имеет ввиду и какое родство, так как эта ветвь Шервашидзе
состояла в тесном родстве, как с князьями Маршания (2 раза) и Ачба-Анчабадзе.
Все они родственники султанов. В 2011 году в Тбилиси были изданы «Гаремные
воспоминания» абхазской княжны Лейлы Ачба, написанный в начале XX столетия на
турецком языке, которые был переведен по заказу Музея грузинской литературы на
грузинский язык. Абхазская княжна Лейла Ачба родилась и выросла в
Стамбуле. Молодую девушку из знатной семьи назначили на должность фрейлины
Энине Назикеда – первой жены последнего султана Османской империи Мехмеда
Шестого. Записи Лейлы охватывают период с 1910 по 1920-е годы. Она была дочерью
абхазского князя Рефика Ачба и жила при гареме. Но она не была ни женой, ни
любовницей, а жила при жене султана Энине Назикеда, которая тоже была абхазкой,
ее родственницей.
Поэтому, родственником семьи Шервашидзе являлся последний 36-й
султан Османской империи Мехмед VI
Вахидеддин (тур. Altıncı Mehmet, Mehmet Vahideddin) (2 февраля 1861 — 15
мая 1926) правил с 4 июля 1918 по 1 ноября 1922 года. Сын султана Абдул-Меджида
I и черкешенки.
sultan Mehmed VI.
Первым браком состоял с абхазской
аристократкой Эмине Назикеда Мариам-Абаза Кадин Эфенди (9 октября 1866,
Сухуми – 1944, Каир). Дочь
Цебельдинского князя Хасана Маршания и княжны Фатмы Хореджан Аредба в брак
с принцем Мехмедом вступила 8 июня 1885 года во дворце Ортакёй, как главная
супруга. Во время гражданской войны 1919-1923, она занималась
благотворительностью, организациями бесплатных школ, больниц и мечетей. Со
свержением супруга, отправилась с ним в изгнание и жила до его смерти в Италии
в Сан-Ремо. В браке были только дочери.
Emine Nazikedâ Marjim-Abaza Kadın Efendi.
Фрейлина, княжна Лейла Ачба в воспоминаниях пишет о султане Мехмеде и
его жене с искренней симпатией. Султан предстает, как простой человек со
светским менталитетом. Описывает, его как очень чувствительного правителя в
тяжелое время. Она рисует образ султана как человека доброго, не рожденного
властвовать: он заботился о своих близких, но по отношению к политическим
событиям выступал как пассивный объект, бессильный перед обстоятельствами.
Ататюрк в свою очередь описывается не очень лестно. А столицу империи Стамбул
называет «святая земля».
Вторым браком султан
был женат на грузинки Сение Иншира Кадин Эфенди (10 июля 1887, Батуми - 10
июня 1930, Каир), церемония состоялась 8 июля 1905 года во дворце Ченгелкёй,
Стамбул. Однако брак закончился бракоразводным процессом из-за измены жены с
дальним родственником султана принцем островов в Стамбуле.
_
Абдул-Хамид II (Абдул-Гамид, тур. İkinci Abdülhamit; 22 сентября 1842 — 10 февраля 1918,
Стамбул) - 34-й султан и 99-й халиф Османской империи, правил в 1876—1909
годах. Пытался установить режим единоличной власти и сохранить территориальную
целостность империи, опираясь на идеологию панисламизма. Стремительно слабеющая
и распадающаяся Османская империя при нём окончательно превратилась в
полуколонию европейских держав. Получил хорошее образование, в особенности
военное, путешествовал по Европе. Sultan Abdül Hamid II.
Был вторым сыном
султана Абдул-Меджида I от жены-армянки принявшей ислам. Быть может только
из-за этой связи с армянским народом некогда жестокому султану, помогала в
эмиграции французская армянская диаспора.
Шестым браком был
женат с 1900 года во дворце Йылдыз на грузинской дворянке из рода Маан
(Маргания), уроженки Батуми - Бехидже Маан Хасеки Кадин Эфенди (10 октября
1882, Батуми - 22 октября 1969). В браке два сына принцы Ахмед Нуреддин и
Мехмед Бадреддин.
HH Behice Maan Haseki Kadın Efendi. _
Стоит выделить семейство князей Гечба. В середине XVIII в., представитель
этой семьи джигетский князь Асланбей Геч
(Гечба), был назначен османским правительством пашой в Сухуми (Сухум-Кале). На его дочери или внучки джигетской
княжны Дида Гечба был женат про османский владетель Абхазии Аслан-бей Шервашидзе
(правил в 1808—1810 гг.), самого старшего сына владетеля Келеш Ахмат-бея
Шервашидзе. Он превратил пашалык Сухуми в свою резиденцию. Аслан-бей активно
сражался вместе с царем Имеретии Соломоном II (как известно этот царь,
родственник Дадиани в свое время пытался заручится поддержкой наполеоновской
Франции) против Российской Империи. В 1810 году, после нескольких решающих
военных побед русских войск, Асланбей был изгнан из Сухума вместе с охранявшим
его войском и бежал сначала в Садзен, а потом в Османскую империю. Его жена
покончила с собой. Несколько раз затем поднимал восстание и столько же раз был
разбит и покидал родину, закончив свою жизнь в Стамбуле. князь Алибей Гечба.
Примечания:
1) Княжеский род
Маршан(и) (Маршания) господствовал не только в Дале и Цебельде, но и в
Медовее (Красная поляна) и некоторых других горных регионах.
Герб князей Маршани.
Во всех источниках подчеркивается многочисленность,
воинственность и независимость Маршанов. Ф.Ф. Торнау писал: «Цебельдинский
округ ... состоит из одной фамилии Маршанов, чрезвычайно многочисленной. Они
никогда не повиновались в полном смысле слова владетелю. По преданию Маршаны
являлись первыми князьями Абхазии по своей неукротимости и рыцарскому образу
жизни. Именно Маршаны представлялись подлинно абхазскими князьями. «Фамилия
Маршан считается природно абхазскою» - писала графиня Уварова ... «Горы
принадлежали Маршанам» - гласят предания. Название горы Марыху объсняется как
«гора Маршанов». Гора с подобным названием известна и в районе соседней горной
цепи Псху (Маршьан-шьха), а верхнее течение реки Кодор именуется Маршьан- квара
...».
2) Владетельный
княжеский род Шервашидзе: В XVIII веке некоторые представители рода
Шервашидзе приняли ислам, и пошли на службу османской империи. В титуле паши и бея они управляли Поти,
Батуми, крепостями Восточного Лазистана (в том числе и Трапезунтом). Те,
кто остались в Абхазии, за небольшим исключением, хранили христианство. В
середине XVIII века, когда пашой Сухуми стал Асланбей Гечба (Геч), османы сумели
спровоцировать в Абхазии феодальный бунт против владетельного князя Абхазии,
Манучара (Манчи) Шервашидзе, и его, вместе со своими братьями, Ширваном и
Зурабом отправили в Стамбул, где их принудили принять ислам.
Герб князей Шервашидзе.
Позднее турки вернули Зураба Шервашидзе, и назначили его
управляющим Абхазии с условием вассальных отношений. Но Зураб не был покорным
проводником османского влияния в своей стране. В 1771 году он восстал против
турков вместе с самурзаканским владетельным князем Леваном Шервашидзе, и прогнал
гарнизон османов из сухумской крепости. Однако турки, воспользовавшись раздором
абхазских князей, вновь взяли крепость. Как известно, в феодальную эпоху
междоусобные войны были обычным делом, и в 1780 году абхазские феодалы имели
попытку покорить княжество Мегрелии. Владетельный князь Зураб Шервашидзе,
вместе со своим родственником Келешбеем, собрал примерно 11 тысяч воинов,
призвал северокавказских союзников, захватил Ингури, и остановился в рухской
крепости. Современником этой эпохи был грузинский поэт Бесики, который
инициаторами вторжения в Мегрелию считает Келешбея и Левана Шервашидзе, которые
подстрекали Зураба. У владетельного князя Мегрелии Кация II не было достаточных
сил для отражения вторжения абхазов, и с просьбой о помощи он обратился к имеретинскому
царю Соломону I, который без замедления выдвинулся на помощь ему. Жестокое
столкновение между Рухи и Зугдиди завершилось поражением абхазов, и они перешли
на правый берег Ингури. Согласно дошедшим до нас сведениям, судьбу сражения
решил удар войск Соломона I. К теме Рухского сражения, в котором принимали
участие представители аристократических семей западной Грузии, позднее не раз
возвращались грузинские писатели и поэты.
3) Интересный факт
в 1840-е годы султан Османской империи Абдул-Меджид I (тур. Birinci Abdülmecit)
помог ирландцам деньгами и хлебом (против воли британского правительства) во
время голода в Ирландии.
Sultan Abdül Mecid I.
4) Маан (Маргания) — древний абхазский
дворянский род. Известны с XVIII века. Помещики из этого рода владели большими
поместья и проживали как в княжеской Абхазии и в Малой Абхазии (Джигетии), так
и в верховьях Кубани (Ащхаруа).
Герб князей Маан-Маргания.
5) Гечба (Гечбая)
– древнейшая абхазская княжеская фамилия, владевшая землями по берегу Чёрного
моря и вглубь гор от реки Лапста до реки Мзымты. По мнению грузинского историка
С. Н. Джанашиа, ветвью рода Гечба является грузинский род Качибадзе, отрасль
последнего – князья Бараташвили и их ветви - Орбелиани и Солагашвили. После
окончания Кавказской войны (1864) все до одного князья Гечба со своими
вассалами-дворянами и крестьянами переселились в пределы Османской империи. Однако
некоторые вернулись со временем, но уже не играли какой-либо роли в этом
регионе.
Герб князей Гечба.
6) Ачба (Анчабадзе) –
абхазская княжеская фамилия, происходящая от династии князей Абазгии Аносидов,
позже правившей в Абхазском царстве. В дальнейшем были князьями в Малой Абхазии
(Джигетии).
Герб князей Ачба-Анчабадзе.
Некоторые сноски:
Genealogy of the Ottoman Royal Family.
Аббас-Оглы Адиля Шахбасовна. Воспоминания.
Приложение.
кн.Сергей Дадиан-Жагат
(Жагат-Дадиан)
|